Товары для здоровья, ляпко, шунгит, российские БАДы, фильтры Арго, наружные средства, диеты, голодание

 

Биологически активные добавки

 

Международный опыт оборота БАД

Во многих странах мира сложный вопрос правовой регламентации рынка БАД решается на самом серьезном законодательном уровне.

Существует общемировой, глобальный документ - CODEX Alimentarius, "Пищевой кодекс", который регулирует многие аспекты питания. Он был принят в 1962 г. в результате объединенных усилий Всемирной организации здравоохранения и Международной организации по продовольствию и агрокультуре (FAO) и с тех пор неоднократно пересматривался и дополнялся. В этом кодексе освещены некоторые вопросы, касающиеся регулирования производства и оборота БАД.

В США оздоровление населения регулируется на правительственном уровне. Значительная часть этой работы находится в ведении FDA (Food and Drug Administration -Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств). В 1985 г. FDA впервые дало предложения по возможным требованиям, которым должны отвечать продукты питания, претендующие на то, что они оказывают влияние на здоровье. Конгресс США в 1990 г. принял акт о маркировке продуктов питания (NLEA), который позволял при одобрении FDA определять продукты, оказывающие влияние на здоровье, на основании наличия или отсутствия в них питательных веществ, которые влияют на состояние здоровья. Все это должно было быть подтверждено "существенным научным соглашением". В 1992 г. в составе FDA была создана специальная структура - Office of Specials Nutritionals (OSN), призванная заниматься сбором и анализом информации о food supplements (БАД). В 1994 г. Конгрессом США был принят акт "О внесении изменений в федеральный акт о пищевых продуктах, лекарственных препаратах и косметических средствах с целью установления стандартов по отношению к пищевым добавкам" ("Dietary Supplement Health and Education Act of 1994"), получивший кодовый номер S.784. Этот документ дает относительную свободу производителям, но до первой жалобы.

Законодательные акты, принятые на федеральном уровне, установили, что продажа БАД и продуктов, их содержащих, производится в специальных магазинах и отделах супермаркетов, а также в аптеках.

В 1999 г. в США принят специальный "Федеральный акт о пищевых продуктах, медицинских препаратах и косметических средствах", где БАД к пище определяются как:
"1. Продукт (кроме табака), предназначенный для дополнения пищи путем увеличения потребления пищевых веществ, содержащий один или несколько из перечисленных ниже ингредиентов:

  1. витамин;
  2. минерал;
  3. лекарственная трава или другое растение;
  4. аминокислота;
  5. другая субстанция, предназначенная для дополнения пищи путем увеличения потребления пищевых веществ;
  6. концентрат, метаболит, экстракт или их комбинация.
2. Продукт, предназначенный для внутреннего употребления в форме таблетки, капсулы, жидкости, порошка, мягкой капсулы, а если не в такой форме, то не в виде обычной пищи и не предназначенный для использования в качестве единственного продукта при одном приеме пищи или при диетическом питании и обозначенный на этикетке как биологически активная добавка к пище".

В США очень большое значение придается оформлению этикеток для БАД. Контролем этого занимается специальная Комиссия по этикеткам для БАД (Commission on Dietary Supplement Labels). Члены комиссии должны быть высококвалифицированными специалистами в области фармакогнозии, медицинской ботаники, традиционной медицины, производства, исследования, распространения и практических вопросов применения БАД, законодательства, связанного с этими продуктами. Основная задача комиссии - проверять представленные на этикетках сведения и разрабатывать рекомендации по оформлению этикеток. Комиссия может затребовать любую информацию из любого федерального департамента, агентства или комиссии, которую сочтет нужной. Политика FDA направлена на то, чтобы потребитель понимал, что БАД не имеет ничего общего с лекарственными средствами. Поэтому на этикетках добавок США может содержаться весьма ограниченная информация о целях применения БАД. Допускается упоминание лишь трех показаний к их применению:

  • целесообразность применения БАД для восполнения какого-либо компонента при хронической его недостаточности;
  • возможность восстановления с помощью БАД каких-либо нарушений структуры или функции организма человека;
  • цель - оздоровление.
Кроме того, производитель обязан снабдить этикетку четкой и разборчивой надписью, гласящей, что продукт не предназначен для лечения, профилактики, диагностики и т.д. Наконец, производитель должен не позднее чем через 30 дней после появления добавки на рынке уведомить о своих рекомендациях FDA.

Законодательством стран Европейского Сообщества биологически активные добавки к пище имеют статус свободно продаваемых товаров, т.е. их продажа разрешается на тех же основаниях, что и других потребительских товаров (в частности, при соответствии нормам безопасности, заявленному составу и т.п.), т. е. витамины и минеральные вещества, фитопро-дукты и т.п., если они не зарегистрированы в соответствии с законодательством в качестве лекарственных средств, приравниваются к продуктам питания.

В Англии оборот БАД подпадает под действие так называемого "UK Medicines Act", который приведен в соответствие с европейским законодательством в 1995 г. Этот документ предусматривает необходимость получения специальной лицензии для производства, экспорта и продажи БАД.

В Германии качество БАД регламентируют два документа: "Положение о деятельности аптек" и "Предписание о декларации пищевой ценности". В Австрии для характеристики БАД существует такое определение, как "Verzehrproducte" (среднее между пищевыми продуктами и лекарственными средствами). Продажа их осуществляется после соответствующей сертификации. Правовые акты, определяющие порядок оборота БАД, разработаны также в Бельгии, Нидерландах и Греции.

В целом в Европе предпринимаются попытки принять единое законодательство, касающееся БАД.

Лидером в разработках продуктов функционального питания является Япония. Один из первых проектов по созданию этих продуктов был начат в Японии еще в 1984 году. Ей часто приписывают создание термина "функциональные продукты питания". Япония - единственная страна, которая в законодательном порядке определила функциональные продукты питания, и японский рынок функциональных продуктов питания сейчас один из самых передовых в мире. Поэтому достижения Японии часто берутся за основу в Европе и США.

Японское правительство установило систему одобрения функциональных продуктов питания в 1991 г. Новаясистема была направлена на то, чтобы помочь продвигать производство продуктов питания, нацеленных на решение серьезных проблем со здоровьем. Японское правительство признает функциональное питание как альтернативу медикаментозной терапии и определяет его как Food for Specific Health Use (FOSHU).

Закон об улучшении питания в Японии включает в себя пять категорий "Продуктов питания специального диетического использования":

  1. сухое молоко для беременных и кормящих женщин;
  2. сухое молоко по особому рецепту для младенцев;
  3. продукты питания для людей пожилого возраста, которым трудно пережевывать и глотать;
  4. единичные продукты питания для больных (которые включают в себя продукты с натрием, калориями, протеином, лактозой и противоаллергические) и группы продуктов для диет с низким содержанием натрия, для диабетиков, для лиц с болезнями печени и старческой тучностью;
  5. продукты питания для специального использования для оздоровления, или FOSHU. Продукты, относимые к категории FOSHU, представляют собой продукты питания, в которые добавляются полезные и^ эффективные ингредиенты. При этом функциональные ингредиенты должны доказать свое медицинское и питательное преимущество.
Для европейских стран концепция функционального питания является достаточно новой, законодательство в этой области только разрабатывается. В настоящее время в государствах Европейского Сообщества и США существует положение, что функциональные продукты питания, обладая способностью улучшать состояние здоровье, не должны отвечать полным медицинским требованиям. В США в 1987 г. по решению суда было получено разрешение на указание на этикетках так называемых "утверждений о пользе для здоровья". Чтобы функциональные продукты питания пользовались спросом у потребителей, они должны обладать тремя основными качествами: удобством в применении, быть полезными для здоровья, обладать приятным вкусом.

Обратно к оглавлению: Законодательные вопросы по БАДам



Регистрация в Арго

Argoland.ru © 2005-2019. Сайт консультантов компании Арго.
Перепечатка материалов разрешена только с разрешения администрации сайта, активная гиперссылка на источник обязательна.
Телефоны: (495)128-07-38, (495)128-07-78